gamlet0 (gamlet0) wrote,
gamlet0
gamlet0

Что ждет туриста на Курской АЭС


Промышленный туризм набирает все большую популярность в мире. В России же эта индустрия находится практически в зачаточном состоянии, однако и в нашей стране есть заводы, фабрики и другие производственные предприятия, готовые принимать путешественников. Журналист «Ленты.ру» Тимур Юсупов и фотограф Иван Гущин отправились в город Курчатов и побывали на Курской АЭС, которая 15 декабря отпраздновала 40-летие.


Машинный зал

Протяженность машинного зала Курской АЭС — 800 метров. Четыре энергоблока вырабатывают по 1000 мегаватт каждый.


Машинный зал

Безопасности на АЭС уделяется первостепенное внимание. Именно поэтому туристам сложно попасть на станцию: посещение возможно лишь в составе организованной группы и в сопровождении сотрудников АЭС.


Реакторное отделение

На Курской АЭС эксплуатируется тот же тип реактора, что и в Чернобыле. Посетители в реакторном зале могут наблюдать излучение Вавилова-Черенкова — свечение, возникающее при охлаждении отработанного ядерного топлива в бассейне.


Реакторное отделение

Радиационный фон на станции, даже в реакторном зале, совершенно незначительный. Он поднимается лишь во время замены энергетических элементов — циркониевых трубок с ядерным топливом, однако в такие моменты к реактору никого не допускают.


Машинный зал

На некоторых АЭС посетителям разрешают находиться в собственной одежде, однако в Курчатове всех на входе переодевают в белые костюмы и выдают каски. Если человек случайно заденет рукой какую-нибудь «фонящую» поверхность, на белой ткани это сразу будет заметно. Кроме того, на входе и выходе посетители проходят дозиметрический контроль.


Реакторное отделение

ТВСы (тепловыделяющие сборки) — циркониевые трубки с топливом (диоксидом урана) ждут загрузки в реактор. В день требуется замена одного-двух элементов. Всего на плато реактора («пятак», как называют его работники станции) располагается 1693 блока. РБМК — единственный российский тип реактора, где перегрузку топлива можно производить на ходу. Вес машины, которая осуществляет перегрузку, составляет 480 тонн, ею управляет оператор, который во время процесса находится за стеклом в соседнем зале.


Блочный щит управления

Блочный щит управления (БЩУ) — мозг АЭС. Сюда стекается информация со всех систем и элементов энергоблока. Отсюда происходит процесс управления. Туристам в БЩУ находиться разрешают, однако просят не заступать за начертанную на полу красную черту.


У работников АЭС помимо ручных дозиметров есть специальные кассеты, которые меняются раз в квартал. По ним можно узнать, сколько радиации тот или иной сотрудник накопил за это время. Годовое облучение на станции сопоставимо с тем, какое человек получает при флюорографии.


Блочный щит управления

На современных АЭС все управление цифровое, однако оно дублируется аналоговыми панелями — в целях безопасности. В случае аварийного отключения электроэнергии операторы смогут держать контроль над станцией.


При каждой российской АЭС функционирует музей. Здесь туристы могут увидеть макет АЭС и ознакомиться с принципами работы электростанции, а также совершить экскурс в историю атомной энергетики.


Посещение всех музеев и информационных центров при АЭС бесплатно, и сюда рядовой турист может попасть без записи и прочих сложностей.


На схематической карте можно увидеть все АЭС мира, цвет лампочек показывает, реакторы какого типа эксплуатируются на той или иной электростанции.


С советских времен, когда была построена Курская АЭС, технологии защиты многократно изменялись и улучшались.


Мало кто знает, что эксперимент, ставший причиной аварии на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС, должен был проводиться на Курской. Этому помешал первый главный инженер станции Том Петрович Николаев, который наотрез отказался проводить какие-либо эксперименты на работающем реакторе.
Экскурсоводы музея рассказывают, что Николаева пытались «сломать» через руководство, вплоть до верхушки КПСС, однако инженер настоял на своем.



Машинный зал

На Курской АЭС работает около четырех тысяч сотрудников, а население Курчатова насчитывает менее 40 тысяч человек. В городе практически нет семей, не связанных со станцией.


Средние зарплаты в Курчатове выше, чем в сопоставимых по размеру городах. Выше и цены. Например, ночь в неплохой гостинице обойдется минимум в 3,5 тысячи рублей.


Похожие на светофор устройства установлены практически во всех помещениях станции. Они сигнализируют об уровне угрозы: при зеленом свете можно работать, при желтом нужно покинуть помещение, красный обозначает критическую опасность.


Рядом со станцией полным ходом идет строительство Курской АЭС-2, первый энергоблок который будет введен в строй в 2021 году. Тогда же сегодняшнюю станцию выведут из эксплуатации. По планам, ее полностью сравняют с землей. Одна из первых советских АЭС превратится в зеленую лужайку.

Источник


Tags: Курской АЭС, Курчатов, Россия, туризм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment